Нужно учитывать, что поскольку ВМВ не произошло, характеристики военной техники не наращивались ударными темпами в течение 40-х годов и к началу 50-х она выглядела довольно слабо по сравнению с боевыми бронеединицами из нашей реальности.
- Введение
- Этапы развития
- ТТХ
- Заключение
Введение
Отправной точкой в создании семейства боевых машин на шагающем шасси стал танк типа ТШ (Танк Шагающий). Первая крупносерийная модель — ТШ-52/6. Танк разработан в СпецКБ Среднего Машиностроения, выпускался Уральским Танкостроительным Заводом. Состоял на вооружении ВС России с 1952 по 1956 гг., в ряде стран находился в боевом строю до конца 70-х годов. ТШ-52 и его модификации стал ответом на новейшие разработки Европы и Америки в области бронетехники на шагающем шасси.
Боевое крещение ТШ-52/6 прошел во время 2-го Второго пришествия Мифов.
Этапы развития
ТШ-47
Шасси ТШ-47 года было создано на основе шасси Pzk-I/2 (PanzerKlein) — боевого бронированного экзоскелета, разработанного Германией в середине 40-х годов.
ТШ-47 также был двуногим и имел довольно низкую скорость (по сравнению с гусеничными танками) движения по шоссе. На пересеченной местности танк имел сносную оперативную подвижность. Однако были и преимущества — в силу низкой посадки заметно уменьшилась и прицельная проекция машины. Помимо этого, танк отличался высоким уровнем защиты экипажа за счет «маски» 76,2-миллиметрового орудия, расположенного по центру корпуса.
ТШ-49/н4
На тот момент российская промышленность не смогла предложить силовую установку, способную удовлетворить запросы ТШ-47/н2 – дизельный двигатель В-2Ш работал на форсированных режимах, часто перегревался. Машина оставалась крайне немобильной. В связи с этим была предложена новая компоновка шасси на 4 несущих опорах со старой силовой установкой, но с иной трансмиссионной системой.
С целью снижения веса танка была полностью пересмотрена конструкция бронекорпуса, теперь он состоял из двух сцепленных шарнирным переходом частей. И хотя корпус стал значительно легче своего предшественника, смелое конструктивное решение значительно повысило его уязвимость.
Частично проблему мобильности удалось решить за счет тросовой системы шасси вместо гидравлики и снятием части бронеплит с орудия. Это повысило проходимость по бездорожью и общую скорость передвижения, но снижало управляемость и бронепробиваемость лобовой проекции танка.
Боевую живучесть танка также уменьшало размещение крепления шаговых опор с внешней стороны корпуса – снаряды, летящие по настильной траектории, при попадании нередко отрывали одну из опор, в результате чего танк полностью терял мобильность.
ТШ-52/н6
В связи с неудачной компоновкой шасси 49-й модели было принято решение модернизировать ходовую часть, доведя количество опор до 6-ти. Это увеличивало устойчивость при стрельбе во время движения и позволяло танку оставаться в строю даже после потери двух опор.
Высота корпуса за счет шасси танка снизилась до 2500мм, что сократило зоны попаданий. Длина корпуса теперь достигала 7000мм
Вместе с увеличением количества ходовых опор, конструкторы танка решили оснастить танк новой силовой установкой, работы над которой велись еще с 1948 года. Новый дизельный V-образный 12-цилиндровый двигатель имел мощность в 540 лошадиных сил, что позволило увеличить лобовую броню башни до 84 миллиметров. Внешне танк напоминал теперь паука с башней на брюшке.
Экипаж танка увеличился до 4 человек. Танк вооружался новой 85-мм пушкой со спаренным пулеметом. Командирские танки были дополнительно укомплектованы радарными станциями.
Танк пошел в серию под маркировкой ТШ-52/6 и в первых же военных конфликтах показал себя с лучшей стороны.
ТШ-52/н6, ТТХ
- Средний шагающий танк
- Классическая компоновочная схема
- Экипаж – 4 человека
Корпус
- Корпусные части — литые
- Высота корпуса – 2500 мм
- Длина – 7000 мм.
- Литая башня. Механизм поворота – моторный с забором мощности силовой установки.
Бронирование, мм
- Лоб корпуса: 42
- Борта и корма корпуса: 42
- Лоб башни: 60-84
- Борта и корма башни: 50-70
- Крыша: 15-20
- Днище: 25-35
- Опоры: 50
Вооружение
- Основное орудие: 85-мм пушка с безоткатным газовым механизмом, боекомплект – 107 выстрелов, типы снарядов: осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные
- Спаренный пулемет калибра 7,62 мм, боекомплект – 2898 патронов; независимый «курсовой» пулемет в передней части корпуса, управляемый стрелком-радистом
- Автоматический механизм заряжания
Двигатель
- V-образный 12-цилиндровый дизельный
- Охлаждение: водяное
- Максимальная мощность 540 л.с.
- 2 наружных бортовых топливных бака в задней части корпуса + 2 внутренних обеспечивают общую емкость в 400 л.
Ходовая часть
- Шагающее шасси шарнирно-тягового типа «н6».
- Торсионная подвеска
- Канатно-тросовая система стабилизации корпуса, позволяющая вести прицельный огонь при перемещении по пересеченной местности.
- Механическая 4-ступенчатая коробка передач (3+1)
Средства связи и наблюдения
- Танковое переговорное устройство на 5 внутренних абонентов, одиночный выход на внешнюю связь с симплексной радиостанции
- Командирские танки оснащены бортовой радиолокационной станцией
- Командирский перископ
- Смотровые щели защищены триплексами
Заключение
По своим характеристикам, ТШ-52/н6 стал одним из лучших шагающих танков первой половины 50-х годов. Участвовал во многих конфликтах, как внутри страны-производителя, так и за рубежом, состоял на вооружении более десятка стран.
На данный момент считается морально устаревшим по ряду характеристик и из-за недостаточной защищенности от лучевого и психокинетического оружия.